Пруды, искусственные и декоративные водоемы
Под архитектурой мы обычно понимаем некое гармоничное
сочетание достижений человеческой мысли и культуры в строительстве, в
воздвижении зданий, памятников, строительстве мостов, дорог, подземных
сооружений.
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
Мы не привыкли считать воду именно средством архитектуры, отводя ей, скорее второстепенную, вспомогательную роль. Но, под самим понятием архитектуры с эстетической стороны, мы понимаем, все же, всего лишь видимую форму и не более того. Мы, само собой, понимаем, что камень – жесткий, тяжелый, надежный, но все-таки не подходим к стенам каждого встречного дома, чтобы убедиться в этом – мы опираемся на полученный жизненный опыт. По сути, мы доверяем видимости формы, иллюзии, которую наш мозг считает реальностью на уровне условного рефлекса. Так, почему бы, не отнести и воду к средствам архитектуры? Мы точно также видим ее со стороны, не сомневаясь в ее свойствах, и если дотрагиваемся до нее, то движет нами не познание, а, скорее, сентиментальность.
Самая простая форма воды – зеркальная поверхность водоема. Как ни парадоксально, но ради этой поверхности мы, в большинстве случаев, и строим декоративный водоем – особенно это наглядно в строгих городских прудах, где имеется сочетание каменной отделки и зеркала водной поверхности, всегда геометричного и многообразного из-за особенности отражать все видимые предметы, даже скрытые от глаза под данным углом зрения. Отражая что-либо вода создает геометрически правильную иллюзию симметрии, кроме того, сооружая предмет, мы автоматически визуально получаем два! Вода, отражая небо, берега, сооружения и растения как бы расширяет пространство, что особо ценно в современном мире, где важен каждый квадратный метр. Водная гладь может отражать даже темноту ночи, сочетая это с бликами лунного света, особенно при легкой ряби, нагоняя романтическое состояние души. Когда же она отражает солнце, мы радуемся и самому животворному светилу, и его отражению!
Второе потрясающее качество воды – динамическая передача формы. Посмотрите на большой фонтан, выбрасывающий мощный поток брызг: за счет той же рефлекторной привычке верить форме мы отождествляем поток с чем-то более стабильным, называя фонтан веерообразным (см.фото), веретеноподобным (см.фото), воронковидным (см.фото). Как бы играя, мы принимаем форму как нечто более существенное, чем просто кучу брызг. Каскад мы ассоциируем со ступенями лестницы, падающие капли с кристаллами, бриллиантами или хрусталем, хотя при этом вода все-таки стремится вниз и скоро прекратит быть похожей на бриллиант. Но мы фиксируем именно момент падения, когда вода подвижна в пространстве, но неподвижна относительно падающих рядом капель. Мы нарекаем ее твердой в сознании. Разве это не чудо?
Третье свойство воды присуще только жидкостям – она мгновенно меняет форму с малейшими переменами в динамике. Только что она сверкала на солнце, а теперь упала в пруд, прокатилась немного волной и превратилась снова в зеркало. Она может наполнять стеклянные трубы, пропуская в себе подсвеченные пузырьки воздуха, может биться пенной волной о берег, может переливаться в любой формы каскадах. Даже падение капель может быть эстетически прекрасно!
Особо ценное качество воды – способность к ламинарному падению, когда мы можем наблюдать непрерывную стену падающей воды. Это качество издавна используется в фонтанах (см.фото), каскадах (см.фото) и водопадах (см.фото). Такой каскад действительно зрительно похож на ступени лестницы, водопад представляется и чудесным вертикальным зеркалом, и стеной, причем эффект только усиливается при взгляде изнутри: например, строится стеклянная галерея прямо внутри водопада! Что же касается фонтанов, то здесь эффект уже тройной: прибавляется форма самого фонтана и вода дополняет ее непрерывной пленкой. Если же установить на фонтанах специальные разбрызгивающие и направляющие насадки, то результатом может быть как игристый веер, так и блестящая полусфера, прозрачный «шар» из непрерывно льющейся воды, который, впрочем, наше зрение в любом случае воспринимает как статичную фигуру. Можно использовать многоярусные насадки и получить более сложное сочетание таких фигур, смотрящихся очень декоративно на фоне глади водоема и отражающихся в нем.
Вода – исключительный материал с точки зрения архитектуры, нет ни одного другого настолько универсального, настолько уникального по передаче формы. Не использовать это качество – значит не увидеть половины прекрасного, не применить тех преимуществ, которые несет вода помимо архитектурной ценности. Ведь не стоит забывать и о удовольствии купания, сентиментальности созерцания лунной дорожки, прохладе у водопада, а особенно о том смутном, но приятном чувстве непреодолимой тяги к воде, в которой зародилась жизнь и к которой хочется просто благодарно прикоснуться.